Структура педагогического процесса
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Структура педагогического процесса

       Научно-методическая деятельность гимназии является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала обучающихся и педагогов.

3082016-1

         Научно-методическая работа осуществляется через работу методических предметных кафедр и объединений учителей гимназии.
В гимназии работают семь предметных кафедр:
кафедра учителей русского языка и литературы ; 

rus

кафедра учителей математики, физики и информатики;

mat


 
кафедра учителей истории, экономики и обществознания;

ictoriz

 
кафедра учителей химии, биологии и географии;

кафедра учителей иностранных языков;

byjcnhfyysq 
кафедра учителей начальных классов;
 
кафедра учителей эстетики и технологии.

trud 
5 методических объединений:
учителей физкультуры и ОБЖ;

obg

 
педагогов дополнительного образования,
классных руководителей начальных классов,
классных руководителей 5-8 классов,
классных руководителей 9-11 классов.

       При составлении  программы научно-методической работы гимназии учтены и использованы следующие нормативные документы:

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об образовании»

  3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  5. Концепция государственного стандарта общего образования (второго поколения).

  6. Устав ОУ.

  7. Программа развития гимназии.

  8. Образовательная программа гимназии.

  9. Локальные акты.

Основные цели научно-методической работы

  1. Создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития личности обучающегося,  для внедрения в практику личностно-ориентированных технологий, позволяющих наиболее полно реализоваться каждому обучающемуся.

  2. Оказать помощь учителям в реализации принципов инновационных и методических приемов обучения и воспитания в рамках программы развития гимназии.

  3. Внедрить в практику работы гимназии  результаты научных исследований и достижений передового опыта.

  4. Обеспечить единство и преемственность отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования.

  5. Создать условия для распространения опыта работы гимназии на разных уровнях.

            Основные направления  организации методической работы в гимназии 

3082016-2

Педагогический коллектив гимназии работает над методической проблемой «Формирование компетентности участников образовательного процесса как системообразующий фактор инновационного развития гимназии». Научно – методическая работа ведется по следующим направлениям:

  1. Развивающее личностно ориентированное обучение в условиях гуманизации образования.

  2. Развитие общекультурного уровня воспитанности обучающихся.

  3. Совершенствование педагогического процесса и стратегии управления им в условиях ЛОО.

  4. Интегрирование процессов обучения и воспитания гимназистов на основе диагностических исследований.

  5. Реализация преемственности учебно-воспитательного процесса на основе психолого-педагогических исследований, создание адаптационных условий для осуществления преемственных связей.

  6. Дальнейшее развитие взаимодействия педагогического и ученического коллективов с внешней средой.

  7. Систематизация и совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

  8. Итоги реализации целевых ориентиров Федерального компонента государственных стандартов. Совершенствование рабочих образовательных программ и тематического планирования по предметам с учетом предпрофильной и профильной подготовки, результатов итоговой аттестации и ЕГЭ.

  9. Переход на ФГОС НОО и ООО и пути их реализации.

    Направления деятельности и долгосрочные задачи обусловлены изменениями в «Законе об образовании», концепцией развития гимназии, переходом на предпрофильное и профильное обучение, изменениями в социокультурном окружении.

Основные направления научно-методической работы.

  1. Работа с молодыми педагогами.

  2. Повышение квалификации учителей.

  3. Участие обучающихся и учителей в различных олимпиадах и конкурсах.

  4. Диссеминация опыта деятельности гимназии.

  5. Разработка методических материалов.

  6. Осуществление внеурочной деятельности по предмету.

  7. Обеспечение преемственности.

  8. Развитие межпредметных связей.

Деятельность методической службы МБОУ «Гимназия №25» города Курска сориентирована на реализацию основных направлений государственного стандарта общего образования, на повышение качества образовательного процесса и на реализацию «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Работа предметных кафедр и методических объединений направлена на создание условий, побуждающих педагогов к преобразованию собственной личности и профессиональной деятельности, способствующих формированию у учителей нового видения методической работы, позволяющих выйти на проектирование индивидуальной методической траектории развития каждого педагога гимназии, а также на обобщение и распространение лучшего опыта педагогов.

       Структура методической службы гимназии позволяет нам выделить «стержень сервиса» - предметно-методический, определяющий работу предметных методических объединений и обеспечивающих реализацию ООП гимназии на стабильно высоком уровне. В гимназии 10 ШМО – 3 МО классных руководителей и 7 предметных МО; 1 служба (психолого-логопедическая) и 3 отдела (консалтинговой деятельности, мониторинга и аналитических исследований, экспертный). Планы работы предметных кафедр и методических объединений составляются с учетом плана научно-методической работы гимназии, ситуации, которая сложилась в гимназии в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов. Содержание и формы научно-методической работы определяются в соответствии с направлениями работы гимназии. Все структурные подразделения работают в режиме развития и взаимодействия друг с другом.

 
       Научно-методический совет гимназии целенаправленно работает над созданием и развитием креативного поля в методическом пространстве ОУ, над развитием и осуществлением инновационного педагогического и методического проектирования, повышением уровня профессионального мастерства.

3082016-3

         Планы работы предметных кафедр и методических объединений составляются с учетом плана научно-методической работы гимназии, ситуации, которая сложилась в гимназии в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов. Содержание и формы научно-методической работы определяются в соответствии с направлениями работы гимназии. Все структурные подразделения работают в режиме развития и взаимодействия друг с другом. Творческие группы, проблемные лаборатории дают возможность для максимального привлечения к поисково-исследовательской деятельности каждого члена педколлектива, раскрытия творческого потенциала.

На заседаниях предметных кафедр, методических объединений, научно-методического совета рассматриваются следующие вопросы:                    Обеспечение преемственности в организации образовательного процесса при переходе обучающихся из одной ступени обучения в другую.

    • Работа кафедры, МО по повышению качества обучения и воспитания, предупреждению неуспеваемости и девиантного поведения. Роль предварительной аттестации в повышении качества образовательного процесса.

    • Технологии развития познавательных интересов и положительной мотивации к школьному обучению в школе І, ІІ и ІІІ ступеней обучения.

    • Работа кафедры, МО по повышению мотивации   обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей школьников.

    • Эффективность профильного обучения. Соответствие выбора выпускниками высшего образования профилю обучения в школе ІІІ ступени.

    • Работа кафедр, МО по развитию и совершенствованию здоровьесберегающей среды ОУ. Предупреждение перегрузки обучающихся на уроках и при выполнении домашних заданий.

    • Общие и частнопредметные технологии подготовки обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ

    • Инновационные технологии в работе учителя, классного руководителя. Работа учителей над методическими темами.

    • Работа кафедры, МО по совершенствованию методического обеспечения образовательных программ и роста профессионального мастерства педагогов.

    • Опыт работы кафедр, МО по созданию и использованию КИМов нового поколения, применению различных технологий по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.

    • Работа педколлектива гимназии по реализации целевой программы здоровьесберегающей деятельности через инновационные технологии в условиях здоровьесберегающей среды гимназии.

    • Готовность обучающихся 9 классов к выбору профиля обучения. Образовательный рейтинг выпускников основной школы. Профильная направленность при комплектовании 10-х классов.

    • Реализация подпрограммы областной целевой программы Поддержки одаренных детей.

    • Работа кафедры, МО по осуществлению перехода на ФГОС второго поколения. Обсуждение вопросов НОИ « Наша новая школа».

                   Приоритетная цель гимназии – создание креативного поля образовательного пространства для творческого развития личности каждого ученика, потому что каждая личность индивидуальна и неповторима. Модернизация содержания и организации образовательного процесса требует не только обновления целевых компонентов системы, но и предусматривает уточнение педагогической доминанты деятельности всех структурных подразделений. Такой стратегической задачей для коллектива на ближайшее пятилетие является работа по теме «Создание креативного поля образовательного пространства гимназии как условие развития полисубъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса» на 2011-2016 г.г.

Наиболее значимый опыт, реализуемый в практике педагогов и учителей гимназии, представлен в ходе проведения творческих отчетов, на заседаниях педагогических советов, общешкольной конференции. Ежегодно в гимназии проводятся:

1.                Научно-практические конференции педагогов гимназии

( « Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса», 2011 год ;« «Использование информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе как условие реализации ресурсов и творческого потенциала личности ученика и учителя»,2010год;

«Современные образовательные технологии как средство развития педагогической компетенции и совершенствования креативного поля ОУ», 2009 год; «Опыт работы педагогического коллектива гимназии по созданию условий для реализации личностного потенциала ученика. Реализация развивающей функции образовательного процесса», 2008 год);

2.           Методические недели

(«Развитие когнитивных и креативных способностей разных категорий обучающихся в образовательном процессе», «Совершенствование условий, способствующих повышению уровня мотивации учебной деятельности обучающихся, реализации их личностного потенциала», «Методы педагогической поддержки обучающихся в процессе воспитания», « Инновационные технологии обучения и воспитания в условиях здоровьесберегающей среды ОУ»);

3.           Предметные недели

(«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»,«Интегрированный подход в проведении занятий в системе дополнительного образования», «Мотивация процесса обучения в условиях ЛОО. Новые педагогические технологии», «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы», «Духовно-нравственное возрождение средствами предметной и внеурочной деятельности», «Иностранный язык как средство общения и путь познания мира»).

 4.          Проблемные и психолого-педагогические семинары

(«Взаимосвязь методов мотивации с содержанием, формами, и средствами обучения и воспитания в соответствии с личностно ориентированным подходом», «Духовно-нравственная воспитанность гимназиста», «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Диагностика уровня педагогического мастерства и мотивированности на профессиональное развитие и саморазвитие членов кафедры, МО»)

5.                Педагоги – исследователи гимназии периодически проводят открытые уроки как для коллег по гимназии, так и для учителей других школ города. На уроках демонстрируются инновационные технологии развития мышления гимназистов, которые апробируются учителями на практике. Уроки посещаются и анализируются руководителями гимназии как в рамках реального учебного процесса, так и на открытых мероприятиях разных рангов. Для этого используются  методики анализа уроков с целью выявления содержания и способов деятельности учителя и обучающихся по развитию мышления детей и оказания методической помощи педагогам.

  

В гимназии разработана собственная модель качества образования как многофакторная система взаимодействия, которая показывает пути управления качеством.

kach1

В гимназии с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности обучающихся на всех ступенях обучения.

          Технологию организации и мониторинга качества обучения учеников гимназии можно представить в виде схемы:

kach2

       Для оценки качества реализации воспроизводящей функции образования необходимо сравнивать учебные результаты обучающихся с нормой – программными требованиями.

       Выявленные причины рассогласования и возможные пути их разрешения, выбор эффективных мер для выполнения поставленных задач выносятся на рассмотрение заседаний предметных кафедр и МО и соответственно на заседание НМС, в состав которого входит отдел мониторинга и аналитических исследований. На протяжении 6 лет в гимназии в составе НМС работает отдел мониторинга и аналитических исследований. Диагностике, анкетированию, исследованиям, проводимым этим отделом, подвергаются все участники образовательного процесса: администрация, обучающиеся, педагоги и родители.

       Основными направлениями деятельности отдела мониторинга и аналитических исследований являются:

  • отслеживание учебных и личностных достижений обучающихся;

  • изучение актуальных и перспективных потребностей обучающихся, их профильных потребностей;

  • выявление стержневых дидактических и общеметодических проблем.

    kach3

             Результаты проводимых исследований используются в работе НМС, предметных кафедр и методических объединений, потому что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения обучающихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Мы приняли цикличную модель мониторинговых исследований образовательного процесса, представляющую алгоритм работы в системе: учитель- ученик-результат – результаты класса – анализ учителя – результаты по предмету в контексте общей проверки – анализ работы учителя по разным параметрам – оказание методической помощи учителю – коррекция учебного процесса.